Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны П. Т. Мальцев побывал в Севастополе. Здесь он осмотрел места боев, ознакомился с особенностями местности. На вершине Сапун-горы художник сделал пейзажные зарисовки, написал этюды участков каменистого горного склона, сохранившего следы боев, остатки вражеских оборонительных сооружений. Тогда же у художника возник сюжет большой батальной картины, раскрывающей подвиг героев штурма Сапун-горы. Этот замысел глубоко захватил художника.

После создания ряда крупных батальных полотен Мальцев приступил к живописному разрешению давно задуманной картины о штурме Сапун-горы. На основе исторических материалов и воспоминаний участников боев художник написал в 1957 году картину «Штурм Сапун-горы». Это произведение получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. Но сам художник мечтал о еще более широком воспроизведении боев по освобождению Севастополя.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Фрагмент


В это время общественные организации Севастополя приняли решение создать диораму штурма Сапун-горы и установить ее в специальном здании на месте боев. Заказ на создание такого произведения был дан студии военных художников имени М. Б. Грекова. Петру Тарасовичу Мальцеву предложили стать автором диорамы, так как он имел опыт в искусстве панорамной живописи и создал картину «Штурм Сапун-горы». С большой радостью и волнением приступил П. Т. Мальцев к этой работе.

Диорама — особая, очень выразительная форма изобразительного искусства, раскрывающая сложные жанровые сюжеты с широким показом места действий и массы людей. Она состоит из двух элементов: живописного полотна и натурного плана. Если в панораме живописное полотно расположено по замкнутой окружности вокруг смотровой площадки, что дает возможность зрителю последовательно осуществлять полный круговой обзор всего воспроизведенного, то в диораме полотно занимает лишь часть окружности, обычно половину ее. Но и диорама позволяет изображать события, проходящие одновременно на большом участке местности. На живописном полотне раскрывается все основное содержание диорамы. Между живописным полотном и смотровой площадкой устанавливается натурный (предметный) план, на котором доподлинно воспроизводится участок местности с объемными характерными предметами. Составляя по содержанию и цвету одно целое с живописным полотном, натурный план создает впечатление охвата диорамой большой глубины пространства и намного усиливает ощущение полной реальности всего изображенного.

Все ранее созданные диорамы, такие, как «Взятие Ростова», «Альпийский поход Суворова» (в написании последней П. Т. Мальцев принимал основное участие), «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой» и многие другие, имеют относительно небольшие размеры. В них на переднем плане полотна фигуры и предметы написаны меньше их натуральной величины, а предметы натурного плана представлены макетами также в уменьшенных размерах. При этом ощущается условность, снижающая иллюзию полной действительности изображаемого. Для таких диорам не требуется специальных зданий, они размещаются в музеях страны.

Приступая к созданию диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», автор задался целью достичь максимальной реальности изображения. Размер живописного полотна был значительно увеличен, чтобы охватить в одной картине весь участок решающего наступления советских войск и изобразить на переднем плане фигуры в их натуральную величину. Такая диорама в советском изобразительном искусстве создавалась впервые.

К апрелю 1958 года П. Т. Мальцев выполнил карандашом эскиз в одну десятую размера живописного полотна. Сюжет будущей диорамы нашел свое первое композиционное решение. В основу диорамы автор взял свою картину «Штурм Сапун-горы» и значительно развил ее в соответствии с широким охватом воспроизводимых событий.

Общественность города Севастополя на открытом просмотре обсуждала эскиз диорамы. Художник еще раз непосредственно на местности проверил правильность выбора в будущей диораме наиболее удобной точки обозрения всех событий решающего момента штурма. Самым тщательным образом, на основании исследования архивных данных автор диорамы изучил ход боевых действий во всех деталях и подробностях.

В конце июля 1958 года П. Т. Мальцев закончил написанный маслом эскиз размером 3,5 х 0,9 метра. В нем окончательно были определены композиция картины и ее цветовое решение.

Этот эскиз живописного полотна будущей диорамы был выставлен на просмотр в Академии Генерального Штаба и получил хороший отзыв специалистов. После просмотров и положительных отзывов художников Москвы эскиз длительное время экспонировался в картинной галерее Севастополя. Здесь он также встретил одобрение и был утвержден, как основа будущей диорамы.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта