Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Одним из знаменательных событий в истории Севастополя является его освобождение советскими воинами от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года. Весной 1944 года, вслед за тем, как была освобождена правобережная Украина, развернулось дальнейшее наступление на южном крыле советско-германского фронта. В ходе этого наступления была ликвидирована крупная группировка фашистских войск в Крыму, очищен от оккупантов весь полуостров и возвращен Родине город славы Севастополь.

Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны П. Т. Мальцев побывал в Севастополе. Здесь он осмотрел места боев, ознакомился с особенностями местности. На вершине Сапун-горы художник сделал пейзажные зарисовки, написал этюды участков каменистого горного склона, сохранившего следы боев, остатки вражеских оборонительных сооружений. Тогда же у художника возник сюжет большой батальной картины, раскрывающей подвиг героев штурма Сапун-горы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Общий вид


4 ноября 1959 года на Сапун-горе у здания диорамы состоялся большой митинг. В торжественной обстановке была открыта для обозрения крупнейшая в мире диорама — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» — уникальное произведение советской батальной живописи.

Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскОсвобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войск
Наступление советских войск по освобождению Крыма велось с двух направлений. 10 апреля войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина форсировали Сиваш, прорвали вражескую оборону на Перекопе, и, развивая наступление, стали преследовать противника. Одновременно вдоль южного побережья наступала переброшенная через Керченский пролив Отдельная Приморская армия (командующий генерал армии А. И. Еременко). Противник отходил в район Севастополя, где закрепился на плацдарме, окруженном цепью горных массивов и системой мощных оборонительных сооружений. К маю 1944 года под Севастополем была сосредоточена восьмидесятипятитысячная группировка вражеских войск. Кроме пяти дивизий 17-й немецкой армии, здесь заняли оборону три горные румынские дивизии, несколько десятков специальных немецких частей и подразделений.

Подготовка к штурму Сапун-горы
Всего от подножья до гребня Сапун-горы проходили три линии укреплений, расположенные ярусами. Рубеж этот протянулся из района Инкермана вдоль восточного склона Сапун-горы и далее к югу вдоль склона прилегающей к ней высоты Карагач. На каждой линии укреплений имелись железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками, образующие узлы сильного огневого сопротивления. Кроме железобетонных дотов, на выгодных позициях в складках горной местности находились артиллерийские и минометные батареи. Через каждые 25 — 30 метров в цепи траншей и ходов сообщений оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Множество траншей и ходов сообщений давали возможность обороняющимся маневрировать своими силами. На гребне горы было врыто в землю более десяти крупных немецких танков.

Наступление советских войск
Для успешного ведения боевых действий в условиях горной местности во всех дивизиях были созданы специальные штурмовые группы. Действуя впереди боевых порядков пехоты, они должны были уничтожать доты, дзоты и преодолевать инженерные заграждения, обеспечивая более быстрое продвижение войск по горным склонам. Все штурмовые группы за несколько дней до наступления прошли специальную подготовку, провели ряд учений на горных участках в тылу своих частей, детально изучили тактику ликвидации укрепленных огневых сооружений и ведения боя в траншеях.

Захват Сапун-горы
К 13.00 первая линия вражеской обороны на всем направлении главного удара была захвачена наступавшими войсками. Штурмовые группы и головные подразделения стрелковых частей продолжали развивать наступление. На всем фронте прорыва шли напряженные бои. Гитлеровцы подтянули к участку прорыва свои подвижные силы и усилили огонь из глубины обороны.

Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»
Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»
В просторном зале студии военных художников имени М. Б. Грекова на деревянных опорах был натянут специально подготовленный холст длиной 25 и высотой 5,5 метра. Работа по утвержденному эскизу началась 6 декабря 1958 года. Вместе с Петром Тарасовичем Мальцевым в создании диорамы приняли участие художники студии Георгий Иванович Марченко и Николай Сергеевич Присекин, также имеющие немалый опыт панорамной живописи.

Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армий
Зритель, войдя на смотровую площадку диорамы, видит перед собой многокрасочное живописное полотно длиной 25 и высотой 5,5 м. Отсюда из полумрака, который создается навешенным над площадкой большим темным зонтом, отчетливо видно громадную картину, мягко освещенную ровным отраженным светом. Диораму следует осматривать слева направо, по направлению движения изображенных на картине наступающих советских войск, штурмующих вражеские укрепления. На диораме изображен решающий момент общего штурма 51-й и Приморской армиями основного вражеского оборонительного рубежа. Такое положение создалось на этом участке фронта к 18 часам 7 мая 1944 года.

Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступления
"В первых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору отважная комсомолка медицинская сестра Евгения Дерюгина. Многим воинам она сделала в этот день перевязки, многих перенесла в безопасное место. Был тяжело ранен в плечо командир взвода автоматчиков; ему тут же, под огнем противника, сестра оказала первую медицинскую помощь. Автор диорамы, сохранив портретное сходство медсестры Дерюгиной, передал в ее образе типичные черты бесстрашной советской женщины-патриотки. "

Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализм
Гитлеровцы не ожидали стремительного прорыва штурмовых групп к гребню Сапун-горы через многоярусную систему укреплений. Укрывшись в блиндажах и траншеях от сокрушительного артиллерийского огня, фашисты оказали ожесточенное сопротивление советским воинам, прорывавшимся к верхним траншеям и линии железобетонных дотов у гребня. В диораме доподлинно воспроизведен эпизод рукопашной схватки у одного из вражеских блиндажей. Здесь в составе штурмовых групп находились и черноморцы. Мы видим крепкие фигуры закаленных в боях матросов, никогда не расстававшихся со своими бескозырками и тельняшками.

Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта