Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войск

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Наступление советских войск по освобождению Крыма велось с двух направлений. 10 апреля войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина форсировали Сиваш, прорвали вражескую оборону на Перекопе, и, развивая наступление, стали преследовать противника. Одновременно вдоль южного побережья наступала переброшенная через Керченский пролив Отдельная Приморская армия (командующий генерал армии А. И. Еременко).

Противник отходил в район Севастополя, где закрепился на плацдарме, окруженном цепью горных массивов и системой мощных оборонительных сооружений. К маю 1944 года под Севастополем была сосредоточена восьмидесятипятитысячная группировка вражеских войск. Кроме пяти дивизий 17-й немецкой армии, здесь заняли оборону три горные румынские дивизии, несколько десятков специальных немецких частей и подразделений.

Большая часть средств и сил обороны была сосредоточена на восточном и юго-восточном подступах к Севастополю. Здесь по горным склонам и господствующим над местностью высотам проходил основной оборонительный рубеж противника.

Преследуя отступающего противника, с боем освобождая крымскую землю, советские войска подошли к оборонительному рубежу гитлеровцев и приступили к подготовке решающего .штурма с целью полного разгрома вражеской группировки.

Начался завершающий этап Крымской наступательной операции. Первым был нанесен вспомогательный удар войсками 2-й Гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта Г. Ф. Захарова с севера в направлении Мекензиевы горы — Северная бухта. Его целью было прорвать вражескую оборону на северном участке и отвлечь подвижные силы неприятельских войск с юго-восточного и восточного участков, где сосредоточивалась основная группировка советских войск.

Главный удар наносили совместно 5i-я армия под командованием генерал-лейтенанта Я. Г. Крейзера и Приморская армия (ее командующим вместо назначенного на другой пост А. И. Еременко стал генерал-лейтенант К. С. Мельник), которая к этому времени вошла в оперативное подчинение 4-ro Украинского фронта. Представителями Ставки Верховного Главнокомандования при проведении операции были маршалы Советского Союза К. Е. Ворошилов и А. М. Василевский.

На направлении главного удара советским войскам предстояло преодолеть систему мощных укреплений основного оборонительного рубежа от Сапун-горы до берега моря в районе Балаклавы. Затем намечалось развивать наступление прямо на Севастополь и к бухтам южнее города, чтобы воспрепятствовать эвакуации фашистских войск морем. Такое продвижение раскалывало в ходе наступления силы обороняющихся и ускоряло завершение разгрома всей группировки.

Основной рубеж обороны гитлеровцев на направлении главного удара наших войск представлял собой сильно развитую систему опорных укреплений, густо насыщенных различными огневыми средствами. Ключевые позиции вражеских укреплений, прикрывавших подступы к Севастополю, находились на господствующих высотах Сахарная головка, Сапун-гора, а также высотах Безымянная и Горная у побережья севернее Балаклавы. Среди них наиболее укрепленной была Сапун-гора, находившаяся в центре восточного участка плацдарма и имевшая наиболее важное тактическое значение. Без взятия Сапун-горы успешное развитие наступления на направлении главного удара было невозможно. Сапун-гора являлась ключом к Севастополю.

Находящаяся в 6 километрах к востоку от города гора возвышается над прилегающей к ней долиной на 100 — 150 метров. Ее восточный крутой и каменистый склон местами переходит в отвесные скалы высотой от 3 до 10 и более метров, чередуясь с выступами, идущими в виде карнизных площадок шириной в 40 — 50 метров вдоль всего склона. Такой характер склона способствовал созданию вдоль него сильного оборонительного рубежа. Сапун-гору пересекает шоссейная дорога с Ялты на Севастополь, что придавало укреплениям на этом участке особое значение. И именно здесь концентрировалось большое число огневых точек.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969



Далее: Подготовка к штурму Сапун-горы

 →  Главная  → Советское искусство: живопись, графика, скульптура   → Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»   → Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войск  


Советское искусство Советское искусство в Русском музееРусские живописцы после ОктябряСкульпторы дореволюционной школыСергей Тимофеевич КоненковСкульптурная ленинианаОбъединение АХХРОбщество «Четыре искусства»Общество «Бубновый валет»Советская живопись 1930-х годовМонументальная скульптура 1930-х годовВеликая Отечественная война в живописиДиорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»Освобождение Севастополя в мае 1944 года. Позиции и укрепления войскПодготовка к штурму Сапун-горыНаступление советских войскЗахват Сапун-горыТворческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы»Создание и открытие диорамы «Штурм Сапун-горы»Осмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Наступление 51-й и Приморской армийОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Герои наступленияОсмотр диорамы «Штурм Сапун-горы». Глубина пространства и реализмСергей Васильевич ГерасимовВера Игнатьевна МухинаЛенинградская скульптурная школаСоветская скульптура 1950-1960 годовСоветская живопись 1950-1960 годовПавел Дмитриевич КоринСемен Афанасьевич Чуйков






Silver reed sk840 srp60n вязальные машины вязальные машины silver reed.






 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта