Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Историческая живопись второй половины XIX века

Утверждение в искусстве второй половины XIX в. новых эстетических принципов внесло коренные изменения в понимание и трактовку исторической темы. Складывалось новое представление о сущности исторической картины, резко отличное от официально-академического. Художники демократического направления отказались от конструирования условно-героических композиций. Они стремились проникнуть в суть исторических событий, верно воспроизвести облик эпохи, характеры героев.

В 60-е гг. дорогу развитию реалистической исторической картины прокладывал не только Ге, но и некоторые другие художники. Особенно интересно в этом отношении творчество П П Чистякова.

Павел Петрович Чистяков

Павел Петрович Чистяков (1832 — 1919) сыграл важную роль в истории русского искусства главным образом как педагог — учитель И. Е. Репина, В. И, Сурикова, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, В. А. Серова, М. А. Врубеля и многих других замечательных художников, Будучи профессором Академии, Чистяков создал прогрессивную систему преподавания, отстаивая реалистическое понимание задач искусства и стремясь сохранить в то же время лучшие традиции школы.

П.П.Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия II Темного
П.П.Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия II Темного
срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому,
которым Юрьевичи завладели неправильно
Государственный Русский музей


В 1866 г. Чистяков, кончая Академию, выступил в числе конкурентов на Большую золотую медаль. Советом Академии была предложена программа «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия II Темного срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». Подобные темы в Академии решались обычно в плане классицистической или романтической героизации. Чистяков одним из первых преодолел эту традицию и постарался изобразить событие из истории старых княжеских распрей так, как оно могло бы происходить в действительности. И хотя в картине сохранилось немало академической условности, на полотне появились не только верно изображенные древнерусские одежды и утварь, но и живые человеческие характеры в драматическом столкновении.

Вячеслав Григорьевич Шварц

Первым выдающимся мастером, посвятившим все свое творчество русской истории, был основоположник реалистической исторической живописи в России — Вячеслав Григорьевич Шварц, (1838 — 1869). В конце 50-х гг. Шварц,чиновник в Петербурге, одновременно учился в Академии художеств. В 1861 г. художник написал картину «Иван Грозный у тела убитого им сына», которую В. В. Стасов назвал первой подлинно русской исторической картиной. В ней верно выражен самый дух времени, созданы правдивые образы Грозного и бояр.

В.Г.Шварц. Сцена из домашнего быта русских царей
В.Г.Шварц. Сцена из домашнего быта русских царей
Государственный Русский музей


Присущее художникам 60-х гг. стремление к отражению в искусстве повседневности проявилось и в исторической живописи Шварца. В этом отношении характерна его небольшая картина «Сцена из домашнего быта русских царей» (1865). Художник изобразил царя Алексея Михайловича играющим в шахматы с одним из приближенных бояр. Все в этой сцене имеет подчеркнуто бытовой характер. В работах Шварца впервые в русской исторической живописи появились простая человечность и обыденность.

Другие художники

В области исторической живописи работал также Александр Дмитриевич Литовченко (1835 — 1890). Но его произведения менее глубоки. В них передана главным образом лишь внешняя сторона изображаемого события. Одна из наиболее известных его картин — «Царь Иоанн Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею» (1875) . Тщательно выписаны здесь лишь многочисленные подробности архитектуры, богатые одежды, груды драгоценностей. Характеристики же персонажей поверхностны и маловыразительны.


И.Н.Новоуспенский



Далее: Жанровая живопись второй половины XIX века

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Историческая живопись второй половины XIX века  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта