Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Академическая живопись середины и второй половины XIX века

Консерватизм Академии художеств представлял в ХIХв. внушительную и активную силу. Развитие русского реалистического искусства, по крайней мере в течение последних трех четвертей века, шло под знаком борьбы с Академией — ее традициями, ее устоями. Борьба эта принимала все более ожесточенный характер, потому что авторитет Академии был велик, ее права неограниченны, а художественные силы, представляющие или поддерживающие ее, весьма значительны.

Во второй половине XIX в. одним из проявлений тормозящей роли Академии в развитии национального искусства была система подготовки художественных кадров. Основой этой системы являлись устарелые методы обучения, превращенные в догму, и всемерная изоляция молодых художников от жизни с ее запросами и чаяниями. Особо культивируемый Академией исторический род живописи (который включал также религиозные и мифологические сюжеты) с точки зрения ее руководителей был полезен, как средство отвлечения от насущных нужд современности, как противопоставление «высокого, чистого» искусства «низменной обыденщине» жизни.

Такая система обучения гибельно влияла на десятки и сотни академических воспитанников. Сравнительно немногие из них оказались способными проявить живые творческие устремления в той исторической тематике, которую подсказывала им Академия.

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 — 1902)

В последней четверти XIX в. из числа выращенных Академией художников выдвинулся Генрих Ипполитович Семирадский (1843 — 1902), автор картин, посвященных быту и истории древних народов.

Г.И.Семирадский. Фрина на празднике в честь бога морей Посейдона
Г.И.Семирадский. Фрина на празднике в честь бога морей Посейдона
Государственный Русский музей


Характерным примером разработки художником исторической темы служит картина «Фрина на празднике в честь бога морей Посейдона» (1889). В основу сюжета легло сказание об афинской красавице Фрине, обвиненной в кощунстве за то, что она изображала богиню Афродиту; судьи, покоренные красотой Фрины, оправдали ее. Лучшие качества художника — большое профессиональное умение и живописный талант, с которым, прежде всего, написана вся «пейзажная» часть картины. Семирадский обнаружил также достаточное знание археологии, что позволило ему убедительно, внешне достоверно передать историческую сцену. Однако в целом картина носит неизгладимый отпечаток салонной красивости и декоративизма. Поверхностное толкование темы обычно для творчества Семирадского. Отсюда присущая его произведениям незначительность идейного содержания, которую не могут сгладить ни размеры картины, ни эффектное владение кистью. Именно это вызывало резкое и справедливое осуждение Семирадского передовыми деятелями русской культуры — Стасовым, Крамским, Репиным и другими.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830 — 1866)

Рано умерший Константин Дмитриевич Флавицкий (1830 — 1866) принадлежал к числу немногих художников Академии, сумевших преодолеть строго задаваемые шаблоны. Картину «Христианские мученики в Колизее» (1862) художник написал в Италии, куда был послан в качестве пенсионера.

К.Д.Флавицкий. Христианские мученики в Колизее
К.Д.Флавицкий. Христианские мученики в Колизее
Государственный Русский музей


Академия вкладывала в эту тему религиозно-этическое содержание, реакционную идею возвеличения христианства. Элементы такого характера имеются и в картине Флавицкого (например, в образе фанатика — человека с крестом в руке, увлекающего за собой на арену ребенка). Но в основном художник раскрывает данную тему с точки зрения гуманистической морали, восстает против жестокого и бессмысленного истребления людей, среди которых были дети, женщины и старики. Флавицкий стремился показать психологическое состояние своих героев, ожидающих смерти и проявляющих в эти трагические минуты глубоко человеческие чувства. В большинстве случаев художник сумел избежать в передаче чувств оттенка религиозного экстаза или изуверства, на что наталкивала академическая тема.

Г.В. Смирнов



Далее: Идеи критического реализма и передвижники

 →  Главная  → Русское изобразительное искусство второй половины XIX века   → Академическая живопись середины и второй половины XIX века  


Русское искусство второй половины XIX века Академическая живопись середины и второй половины XIX векаИдеи критического реализма и передвижникиВасилий Григорьевич ПеровНиколай Николаевич ГеИван Николаевич КрамскойИсторическая живопись второй половины XIX векаЖанровая живопись второй половины XIX векаРеализм в скульптуре второй половины XIX векаАлексей Кондратьевич СаврасовИван Иванович ШишкинПейзажный жанрВладимир Егорович МаковскийНиколай Александрович ЯрошенкоВасилий Васильевич Верещагин Архип Иванович КуинджиИсаак Ильич ЛевитанБатальная живопись и сюжеты о войне Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя»Социально-драматическая и жанровая живопись второй половины XIX векаСкульптура последней четверти XIX века













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта