Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»

Картина Яна Мостарта «Се человек» поступила в собрание ГМИИ им.Пушкина в 1924 году из церкви Богоматери всех скорбящих радости на Ордынке (церковь Преображения). До этого она считалась работой Дюрера. При поступлении в собрание музея определилась ее принадлежность к нидерландской школе начала XV века, назван был и автор - Ян Мостарт.

Реставратор, вернувший ее в хорошее состояние, писал тогда: «Прописи, конечно, исказили первоначальные тона картины и общую гамму колорита». И все же она пострадала от времени не настолько, чтобы утратить колорит нидерландской школы. «Нельзя не отметить и особенности колорита на московской картине. Тон золотистой парчи, светлого меха, темно-красной безрукавки Пилата, зеленого плаща Христа, красно-бурого кафтана пристава (палача) образует в общем сильную, но светлую гамму красок, с которой гармонируют и светлые тона лиц и тела, и перловые нити, и белые разводы орнамента на вороте одежды Пилата».

Такой и видел ее как картину Дюрера, возможно сомневаясь в авторстве, Ф. М. Достоевский.

Если известно, откуда картина в музее, то ее путь в церковь настолько необычен, что возможность проследить его вряд ли представится. Из мастерской нидерландского художника-католика картина через триста с лишним лет попадает в православную церковь купеческого Замоскворечья. Как и когда она оказалась там?

Как пожертвование одного из прихожан, «как чей-то вклад, по свидетельству старожилов, лет тридцати тому назад», «картина в течение почти всего XIX в. находилась в качестве иконы в... церкви». Это подтверждается и описанием церкви 1862 года, в котором «сведения заимствованы из церковных записей». Говорится о главной церкви Преображения (Скорбященская она по названию придела) как «одной из лучших в здешней столице» и сообщается о «картине Дюрера» - и ни слова о времени ее появления! Умолчание можно понять как свидетельство ее давнего пребывания, место ее в 1862 году привычно.

«В трапезе хотя нет того общего тона, того единства, каким отличается церковь холодная (построенная О. И. Бове), но есть много достойного внимания. Входя в нее, редко не видно толпы народа пред картиною, изображающею Спасителя пред судом Пилата. При совершенной простоте в изображении и выполнении, при отсутствии в ней эффектного освещения - какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина - работа знаменитого Альбрехта Дюрера».

Картина висела при входе в летнюю церковь. Там при дневном свете или при свечах ее, «собиравшую много народа», в 1867 году и видел Ф. М. Достоевский, когда в тот же год, в декабре, за границей он начал работу над окончательной редакцией романа «Идиот». Но перед тем, по дороге в Женеву, нарочно заезжал 12 (24) августа в Базель увидеть «Мертвого Христа» Гольбейна. Обе картины несомненно произвели на Достоевского сильное впечатление, отразившееся в цитатах, ассоциативных и эсхатологических связях с живописью, прослеживающихся в романе «Идиот».



Далее: Куманины. Из крестьян в дворяне.

 →  Главная  → Литература и изобразительное искусство   → Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»   → Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»  


Литература Живопись в романе Ф.М.Достовского «Идиот»Достоевский и картина Яна Мостарта «Се человек»Куманины. Из крестьян в дворяне.Фамильный ордынский дом КуманиныхМосковские реалии в романе «Идиот»След картины «Се человек» Мостарта в романе «Идиот»Иконографические прототипы романа «Идиот» Картины Гольбейна и Мостарта в романе «Идиот»Архитектура церкви Преображения на ОрдынкеСимволика зеленого цвета в романе «Идиот»Положительно прекрасный человекСовременные книги













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта