Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство Smalti.ru - Портал о живописи и искусстве  
  Европейское искусство Русское искусство
XVIII века
Русское искусство
первой половины
XIX века
Русское искусство
второй половины
XIX века
Советское искусство  
  Иконы Современное искусство Литература События Арткласс  
 

Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе». Жизнь картины

Под впечатлением натюрморта «Раковина на черном мраморе» Т. Паллади написал с него вольную копию, а сам Матисс повторил композицию этого натюрморта в коллаже , используя другие цветовые соотношения: светло-коричневая раковина, темно-коричневый кофейник, белые с синим узором кувшин и чашка, зеленые яблоки на светлом фоне.

На одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью.

Известно, что эта фотография была сделана Варианом Фраем, президентом Комитета американской помощи в Марселе, когда тот приезжал к Матиссу с предложением уехать из Франции в США, где художника ждал его сын Пьер. Матисс отказался.

Основываясь на времени встречи В. Фрая с Матиссом и на сохранившейся фотографии, следует, видимо, датировать коллаж декабрем 1940-го, а не 1941 годом, как это принято в некоторых каталогах и монографиях.

Созданию картины, как известно, предшествовали многочисленные рисунки пером и карандашом одной раковины, раковины с яблоками, чашки с блюдцем, кувшина. Большинство из них хранится в архиве семьи художника в Париже. В ГМИИ хранится перовой рисунок раковины , являющийся подготовкой к будущей картине. Интересно, что отдельные предметы, изображенные в натюрморте «Раковина на черном мраморе», часто появляются в картинах и рисунках Матисса и после окончания натюрморта, но, пожалуй, никогда больше они не были трактованы художником с таким драматизмом.

Начиная с 1945 года натюрморт «Раковина на черном мраморе» фигурировал на многих выставках, из которых следует особенно отметить выставку в Осеннем Салоне 1945 года в Париже, выставку произведений Матисса в США (в Филадельфии) в 1948 году, а также выставку 1953 года в галерее Тейта в Лондоне, где скульптура Матисса была показана в сопровождении трех картин с подготовительными этюдами и рисунками к ним. Важное место натюрморт занимал и на юбилейной выставке Матисса 1969 года в Москве и Ленинграде.

Этот холст-один из самых проработанных и «выстраданных» у Матисса не случайно фигурирует в посвященном ему фильме как одно из любимых произведений художника.

Высоко оценивает картину Луи Арагон: «Наступает год сороковой. Я выбираю три картины этого года, которые являются отражением драмы личной и драмы французской. Это «Молодая девушка, желтое кресло», принадлежавшая Сомерсету Моэму в его доме в Кап-Ферра, и два натюрморта: «Натюрморт с раковиной» и «Рождественские розы и устрицы».

Дар московскому музею

Долгое время натюрморт «Раковина на черном мраморе» оставался у художника. В октябре 1952 года Матисс подарил это полотно Л. Н. Делекторской, своему секретарю и неизменной помощнице, по случаю двадцатилетия ее работы у него.

В тексте дарственной (на обороте фотографии картины) Матисс написал: «Фотография картины «Раковина», которую я дарю Лидии Делекторской в благодарность и в связи с двадцатилетием ее преданной и верной мне службы, внесшей такой вклад в мое творчество и так дополнившей его. А. Матисс 13 октября 1952» 28

В 1956 году Л. Н. Делекторская приняла решение принести картину в дар московскому музею. В письме директору Государственного Музея Нового западного искусства в Москве от 2 ноября 1956 года она писала: «Глубокоуважаемый господин директор, в архивах Вашего Музея Вы, наверное, можете найти следы моей переписки с Музеем в 1945 году. Я, будучи секретаршей-помощницей художника Анри Матисса (умершего в 1954 году), прислала тогда в Ваш Музей 8 купленных мной для этого его рисунков. Теперь я снова хотела бы увеличить коллекцию Вашего музея. С 1952 года мне принадежит картина Анри Матисса «Натюрморт с раковиной» 1940 года, подаренная им мне в 20-ю годовщину моей работы с ним. Я нахожу эту картину слишком большой художественной ценностью для того, чтобы она принадлежала лишь одному лицу. Ее место в Музее. И поэтому, если Московский Музей Нового западного искусства согласится принять от меня этот подарок, я буду очень рада и душевно удовлетворена, подарив эту картину стране, где я родилась».

Вскоре после этого, в декабре 1956 года, в письме к К. Г. Паустовскому Л. Н. Делекторская писала:

«Дорогой К. Г.

Я в некотором отношении посылаю Вам подарок, без стеснения говоря, чудный. Мое намерение было, как полагается, завещать ее (то есть картину - Е. Г.) после моей смерти в Музей М. (Матисса.- Е.Г.). А потом решила какое же я имею право, право и по отношению к Мат. (Матиссу. -Е. Г.), и к миру на эти десятки лет запереть у себя почти только для себя эту вещь, которая за эти же десятки лет сможет порадовать сотни, тысячи, может быть, много тысяч людей. В этих размышлениях к окончательному решению меня подтолкнуло то, что Вы полюбили ее...

Ну вот я ее уже подарила в Москву, и думаю, что она там скоро будет. Если хотите, я прошу Вас быть немножко ее моральным опекуном».

В 1958 году картина А. Матисса «Раковина на черном мраморе» окончательно вошла в музейную коллекцию как дар Л. Н. Делекторской.



 →  Главная  → Европейское искусство: живопись, графика, скульптура   → Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»   → Жизнь картины  


Европейское искусство Сандро Боттичелли. «Благовещение»Ян ван ЭйкЯн Мостарт. «Се человек»Клод Лоррен. «Похищение Европы»Никола Пуссен. «Ринальдо и Армида»Никола Пуссен. «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»Поздние пейзажи Никола ПуссенаНикола Ланкре. Галантные празднестваЖан Батист Патер. «Майский праздник»Лукас ван Уден. «Обоз»Ян Сиберехтс. «Брод»Ривьер. «Дама с лирой»Клод Моне. Чистый миф светаАнри Руссо. «Поэт и Муза» Ван Гог. «Прогулка заключенных»Пабло Пикассо. «Королева Изабо»Анри Матисс. «Раковина на черном мраморе»Творчество Матисса 1940-х годовСоздание картиныЖизнь картины













 
  Европа Иконы Россия XVIII Россия XIX-1 Россия XIX-2 СССР
Галерея Литература События АртКласс
 
  Европейское изобразительное искусство Древнерусская живопись и иконы Русское искусство XVIII века Русское искусство первой половины XIX века Русское искусство второй половины XIX века  
  © Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство. 2009-2021.
Живопись, скульптура, декоративное искусство, иконы
Музеи, выставки, презентации. Образование, мастер-классы.
Контакты
На заметку
Карта сайта